Воспоминания и надежды проф. Петченко А.М.

Вхождение в прекрасный мир науки, обустройство в нем и достижения определенных творческих успехов видимо были бы невозможны, если бы со мной не были мои первые учителя - физики с мировым именем, профессора Пинес Борис Яковлевич и Старцев Валериан Иванович, а также выдающиеся физики профессора Китайгородский А.И., Альшиц В.И., Урусовская А.А., Инденбом В.Л. Именно благодаря беседе с Пинесом Б.Я., к которому я обратился с просьбой обсудить мою первую научную работу, написанную еще студентом 3 курса, я влюбился в науку и почувствовал большую тягу к ней. Несмотря на это, мне первому на кафедре "Физики твердого тела" ХНУ им. Каразина было поручено заниматься разработкой новой в то время научной проблемы "Высокотемпературная хрупкость металлов", а позже проф. В.И. Старцев привлек меня к решению чрезвычайно актуальной и сложной фундаментальной задачи "Динамическое торможение дислокаций фононами в кристаллах". Работая вдохновенно почти круглосуточно в лаборатории, мне удалось покорить некоторые научные вершины, за что я получил благодарность не только от своих учителей, но и получил мировое признание со стороны ученых мира.
Считаю, что общее сокращение часов на изучение фундаментальной дисциплины "Физика", систематически происходит в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях, путь в никуда. Это может привести к полной деградации учеников, а затем и самих преподавателей. Уже сейчас становится проблематичным привлечение выпускников физических факультетов для преподавательской деятельности на кафедры технических вузов, где физика как предмет становится не востребованой.
Уверен, что для исправления ситуации было бы целесообразным при поступлении в ВУЗы вернуться к старой схеме, когда экзамены сдавали бы отдельно по физике и математике. Или сдавать комплексный экзамен, с физико-математической дисциплины, а не отдельно по математике как это делается в течение последних ~ 20 лет. Известно, что математическая составляющая никак не может заменить естественную дисциплину - физику. Посмотрите, на математику отводится много часов в школе, она доминирует на выпускных и вступительных экзаменах, подготовительных курсах, в вузах, а где же результат? Понятно, что любые попытки подготовить современного инженера без получения им фундаментальных физических знаний (о физических явлениях, законах, различных процессах и механизмах, которые их контролируют), напрасны, бессмысленны и недальновидны. Не зная физической сути вряд ли можно усвоить и общетехнические дисциплины ("Теоретическую и строительную механику", "Теоретические основы электротехники", "Основы электроники", "Физические основы источников света" и т.п.), а также различные учебные курсы преподаваемых на специальных кафедрах. Курс на сокращение подготовки по фундаментальной дисциплине физике вряд ли будет способствовать повышению имиджа вуза, его престижа и популярности.