3

Кафедра физики была организована в институте в 1934 году; первым ее заведующим был Садовничий Федор Кондратьевич.
С 1940 по 1949 г.г. кафедру возглавлял проф. Гарбер Рувим Иосифович, а преподавателями кафедры были Садовничий Ф.К. и Матусовский К.Л.
В течение 1949 – 1960г.г. кафедрой заведовал доц. Устименко Л.В.; С 1955г. на кафедре работали доц. Рапп Н.В. и асист. Василенко Л.Б., а с 1960 г. – ассист. Митерина Н.П.
С 1960 по 1975г. Кафедрой заведовала доц. Рапп Н.В. В эти годы состав кафедры пополнили такие преподаватели: ассистенты Трофимова К.К.(1963г.), Новикова Н.И. (1967г.), Михайлов А.Ф.(1967г.), Дудинова А.К. (1967г.), Маркелова Т.А. (1967г.), доц. Пилипенко Д.В. (1967г.), а с 1968 г. к им присоединились доцент Резник Г.М., а также ассистенты Адольф Н.П., Демьяненко Л.И., Ромасько В.С. и Крупка М.Я.

Позже на кафедру пришли канд. физ.-мат.наук, Оксюк Ю.Д. (1971г.) и ассистент Аксенова Е.Ю.( 1971 г.), а затем кандидаты физ.-мат. наук Сысоев А.С. (1974г.), Тержов И.И. (1974г.), Петченко А.М. (1976 г.), Сидоренко Е.Б. (1976 г.).
В последующем кафедрой руководили доц. Пилипенко Д.В.(1976-1977г.г.), доц. Поспелов Л.А (1978-1979г.г.), докт. ф.-м.наук Митин Р.В. (1980-1982г.), доц.Тєржов И.И. (1983-1988г.), проф. Бланк А.Я.(1988-1990г.), проф. Виноградов С.С.(1990-2000г.). За эти годы появились на кафедре к.ф.-м.наук Желтоног К.С.(1978г.), к.х.н. Щеткина Т.Ю.(1983г.) и проф. Рабухин В.Б. (1988г.).Анализируя этапы развития кафедры можно отметить, что к 1975г. в основном уже были отработаны учебный процесс и стиль работы кафедры, а также создана определенная учебная лабораторная база с ее методическим обеспечением. Заметный вклад в развитие кафедры на начальном этапе внесли заведующие кафедрой проф. Гарбер Р.И., доценты Устименко Л.В. и, безусловно, доц. Рапп Н.В.
С 1975г. кафедра физики начала бурно развиваться во всех направлениях. В период 1980–1990 г.г. на кафедре уже работали 4 доктора и 9 кандидатов наук, 2 старших преподавателя и 8 единиц учебно-вспомогательного персонала. Все наиболее яркие достижения кафедры в учебной, методической, научно-исследовательской работе связаны именно с этим периодом ее жизни. В это время печатались учебники, разнообразные методические указания, проводились интенсивные научные исследования, велась подготовка аспирантов, защищались кандидатские диссертации, делались доклады на научных конференциях, симпозиумах, школах-семинарах, печатались научные статьи в престижных отечественных и зарубежных научных физических журналах.
В эти годы (с 1978 г.) на кафедре физики впервые появилась мощная научно-исследовательская лаборатория "Акустической спектроскопии", созданная собственноручно доц. Петченко А.М., вклад которой в научные достижения кафедры является определяющий. Вскоре с участием доц. Щеткиной Т.Ю. была создана в академии лаборатория "Физико-химических и структурных исследований строительных материалов и конструкций". Кроме этого появились на кафедре и отдельные научные группы, в которых достаточно интенсивно работали доценты Михайлов А.Ф.,Тержов И.И., Сысоев А.С., а позже проф. Рабухин В.Б. Кроме научной работы на кафедре очень заметной была и изобретательская деятельность, которой выделялись доценты Михайлов А.Ф., Щеткина Т.Ю. и проф. Рабухин В.Б.
К большому сожалению, поступательное движение кафедры к концу 90-х годов начало замедляться, а в период с 1990 по 2000 год почти совсем прекратилось. Это случилось в период, когда кафедрой руководил проф. Виноградов С.С. Он в первые 5 лет своего заведования полностью заботился о своем малом предприятии, а в последующие 5 лет вообще находился за границей, где впоследствии и получил ПМЖ. Именно в эти годы (1990-2000г.г.) на кафедре состоялись значительные кадровые сокращения, материальная база кафедры начала приходить в упадок, существенно снизился ее научный и кадровій потенциал.
Резко в Университете изменилось в те времена отношение к самой учебной дисциплине "Физика", количество аудиторных часов по физике существенно сократилось. Отныне базовой мировоззренческой дисциплины "Физика", которая призванная формировать логическое, модельное, аналитическое мышление нет ни в школах на выпускных экзаменах, ни в учебных заведениях при сдаче вступительных экзаменов. В небольшом объеме ее преподают и в ВУЗ, даже на энергетических факультетах.
В таком состоянии в сентябре в 2000 г. кафедру физики возглавил доктор физ.-мат. наук, профессор А.М Петченко. На кафедре в это время остались работать лишь 2 профессора (Петченко А.М., Рабухин В.Б.), 4 доцента (Сысоев А.С., Оксюк Ю.Д., Сидоренко Е.Б., Щеткина Т.Ю), 2 старших преподавателя (Демьяненко Л.И., Аксьенова Е.Ю.), а также три сотрудника учебно-вспомогательного персонала: заведующий лаборатории В.А.Хворост , старший лаборант Н.И.Новикова, лаборант Еськов Д.Н.
В ситуации, которая сложилась на кафедре, ее заведующим принимаются решительные меры по возрождению ее былой славы. Основные усилия кафедры были направлены на постоянное обновление и глубокую модернизацию материально-технической базы, укрепление кадрового потенциала кафедры, а также разработку учебно-методической литературы и усовершенствование учебного процесса.
Применяя оригинальные инженерные решения и используя новейшие экспериментальные технологии, на кафедре вскоре было разработано и введено в строй оригинальное оборудование (около 30 установок) в лабораториях "Механика", "Молекулярная физика", "Механика-1". Впервые на систематической основе начали проводится плановые реставра-ционные работы и в иных лабораториях физического практикума, в частности в лабораториях " Электричество и магнетизм" и "Оптика".
Первостепенной становится работа с кадрами, которая направлена на его омоложение и повышение профессионального мастерства. Следует заметить, если раньше (до 1970 г.) преподавателями кафедры были преимущественно выпускники Харьковского пединститута, (школьные учителя), то в последующие годы на кафедре стали приходить ученые–физики, выпускники ХНУ им. В.Н. Каразина, профессиональный уровень которых позволяет решать самые сложные современные научные и методические проблемы, в частности разрабатывать и внедрять в учебный процесс компьютерные технологии.
Так, в 2001 г. на кафедру, пришел работать молодой ассистент Назаренко Е.И., который в 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 2007 г. получил диплом доцента. Кроме этого кафедру пополнили кандидат физ.-мат. наук, доцент Яценко Н.М. (2002 г). и ассистент Орел Е.С. (в 2003 г.). Вслед за ними пришли работать на кафедру  кандидат физ.-мат. наук, доцент Безуглий А.В. (в 2004 г.) и ассистент Любченко М.В. (в 2006 г.), которая защитила кандидатскую диссертацию в 2008 г.
Позднее, асс. Орел Е.С. в 2012 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. На кафедре появились аспиранты Коваленко Т.А. и Лотник А.А.
В период с 2000-2012 г. расширился и состав учебно-вспомогательного персонала до 5 штатных единиц: Пивовар А.П. - заведующий физическим практикумом, Николаевская Я.Ю. - заведующая учебной лаборатории, а также Шаповалов Ю.А. – инженер кафедры, Добробаба И.Н. – старший лаборант и Антосюк В.Н. – лаборант кафедры.
Одной из приоритетных задач кафедры является ее быстрейшее привлечение к современным компьютерным технологиям и информационным системам, внедрение которых должно облегчить подготовку студентов по физике как в рамках традиционной формы, так и иных форм обучения, включая дистанционную.
Значительные усилия коллектива кафедры направлены на разработку и обновление учебно-методической литературы и усовершенствование учебного процесса в связи с переходом на принципы образования в рамках Болонской системы. К 2005 г. полностью было обновлено методическое обеспечение кафедры. Выданы разнообразные методические указания для выполнения традиционных и виртуальных компьютерных лабораторных работ и самостоятельной работы студентов. Также выданы конспекты лекций по различным разделам физики, радиоэлектронике, пособия по физике для студентов-заочников, методические указания для выполнения практических занятий по всем разделам физики, рабочие учебные программы и потому подобное.
На кафедре внедрена и успешно функционирует модульно–рейтинговая система оценки знаний студентов, осуществлен переход на кредитно-модульную систему обучения.
В течение 24 лет, (в период с 1991–2003 гг. и 2007-2018 гг.,) согласно приказу МОН Украины, Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова назначался базовым высшим учебным заведением для проведения ІІ этапа Всеукраинской олимпиады по физике. Кафедра физики ХНУГХ имени А.Н.Бекетова успешно выполняла все задания, связанные с этими приказами. По итогам работы Всеукраинских физических олимпиад преподавателями кафедры сделано пять докладов на Всеукраинских и международных конференциях по методике преподавания физики. Многие годы преподаватели кафедры: ст. преп. Аксенова К.Ю. и доценты Оксюк Ю. Д., Сидоренко Е.Б., Безуглий А. В., Назаренко Е.И., – работали членами жюри второго этапа Всеукраинской олимпиады по физике. А начиная с 2012 г. после ухода на пенсию доцентов Оксюка Ю.Д. и Сидоренко Е.Б. к этой работе подключился доц.Орел Е.С.     
Победителями Всеукраинской студенческой Олимпиады стали: Щербинин Олег Олегович - студент факультета ЭОГ, (диплом I степени, 2009 г.), Карпыков Ярослав Геннадьевич, студент факультета ИЭГ, (диплом I степени, 2010 г.), Кохан Юрий Владимирович, студент факультета ИЭГ, (диплом I степени, 2012 г.), Пажин Илья Юрьевич, студент факультета ЭОГ, (диплом I степени, 2013 г.), Бужак Александр Викторович, студент градостроительного факультета, (диплом I степени, в 2014 г.), Киндинова Анастасия Константиновна, студентка факультета ЭОГ, (диплом I степени, 2017 г.).

Призерами Всеукраинской студенческой Олимпиады по дисциплине "Физика". стали такие студенты: Терепенчук Дмитрий Игоревич, студент факультета ИЭГ, (диплом II степени, в 2007 г.), Дулина Екатерина Александровна, студентка факультета ИЭГ, (диплом II степени, в 2008 г.), Демидов Руслан Сергеевич, студент факультета МБ, (диплом II степени, в 2008 г.), а также Щербак Евгений Александрович (студент 1 курса факультета ЭТ, диплом III степени, 2011г.), Троцай Алина Витальевна, студентка факультета ТСТ, (диплом III степени, 2017 г.), Черкашина Александра Алексеевна, студентка факультета ЭОГ, (диплом II степени, в 2016 г.), Олейник Алина Валерьевна, студентка фа культета ЭОГ, (диплом II степени, в 2015 г.),Такой успех наших олимпийцев был не случайным. Талантливых студентов выявляли на протяжении всего года, а ее костях формировался еще на I этапах Студенческих Олимпиад.
Все преподаватели кафедры принимают активное участие в выполнении госбюджетной научно–исследовательской работы по теме "Исследования физических свойств твердых тел." По результатами научных исследований в 2001–2017 гг. преподавателями и аспирантами кафедры опубликовано большое число научных статей, получены 3 патента, защищено 9 кандидатских диссертаций. Научные труды преподавателей опубликованных в таких известных профессиональных научных изданиях как: «Физика твердого тела», «Акустический журнал», «Физика низких температур», «Кристаллография», «Phys. Statе Solіd», «Письма в ЖТФ», «Ukrainian Journal of Physics», «Functional materials», «Вопросы атомной науки и техники» и других.
Результаты научных исследований нашли отображение в выступлениях преподавателей на различных научных конференциях и симпозиумах. Преподаватели кафедры принимали участие в следующих международных конференциях: «Современные проблемы квантовой теории», «Физические явления в твердых телах», «Структурная релаксация в твердых телах» и других. К сожалению в последние 5 лет опять усилилось сокращение учебной нагрузки. Из-за этого кафедру уже оставили доценты кандидаты физ.-мат. наук Яценко Н.М., Сидоренко Є.Б., Оксюк Ю.Д., ас. к.физ.-мат. наук Любченко М.В. и аспиранты Лотник А.А., Коваленко Т.А. Отказались от поступления в аспирантуру несколько перспективных выпускников физфака ХНУ им. В.Н.Каразина и даже те, которые выполняли курсовую и дипломную работу на нашей кафедре.

Воспоминания и надежды проф. Петченко А.М.

Вхождение в прекрасный мир науки, обустройство в нем и достижения определенных творческих успехов видимо были бы невозможны, если бы со мной не были мои первые учителя - физики с мировым именем, профессора Пинес Борис Яковлевич и Старцев Валериан Иванович, а также выдающиеся физики профессора Китайгородский А.И., Альшиц В.И., Урусовская А.А., Инденбом В.Л. Именно благодаря беседе с Пинесом Б.Я., к которому я обратился с просьбой обсудить мою первую научную работу, написанную еще студентом 3 курса, я влюбился в науку и почувствовал большую тягу к ней. Несмотря на это, мне первому на кафедре "Физики твердого тела" ХНУ им. Каразина было поручено заниматься разработкой новой в то время научной проблемы "Высокотемпературная хрупкость металлов", а позже проф. В.И. Старцев привлек меня к решению чрезвычайно актуальной и сложной фундаментальной задачи "Динамическое торможение дислокаций фононами в кристаллах". Работая вдохновенно почти круглосуточно в лаборатории, мне удалось покорить некоторые научные вершины, за что я получил благодарность не только от своих учителей, но и получил мировое признание со стороны ученых мира.
Считаю, что общее сокращение часов на изучение фундаментальной дисциплины "Физика", систематически происходит в общеобразовательных школах и в высших учебных заведениях, путь в никуда. Это может привести к полной деградации учеников, а затем и самих преподавателей. Уже сейчас становится проблематичным привлечение выпускников физических факультетов для преподавательской деятельности на кафедры технических вузов, где физика как предмет становится не востребованой.
Уверен, что для исправления ситуации было бы целесообразным при поступлении в ВУЗы вернуться к старой схеме, когда экзамены сдавали бы отдельно по физике и математике. Или сдавать комплексный экзамен, с физико-математической дисциплины, а не отдельно по математике как это делается в течение последних ~ 20 лет. Известно, что математическая составляющая никак не может заменить естественную дисциплину - физику. Посмотрите, на математику отводится много часов в школе, она доминирует на выпускных и вступительных экзаменах, подготовительных курсах, в вузах, а где же результат? Понятно, что любые попытки подготовить современного инженера без получения им фундаментальных физических знаний (о физических явлениях, законах, различных процессах и механизмах, которые их контролируют), напрасны, бессмысленны и недальновидны. Не зная физической сути вряд ли можно усвоить и общетехнические дисциплины ("Теоретическую и строительную механику", "Теоретические основы электротехники", "Основы электроники", "Физические основы источников света" и т.п.), а также различные учебные курсы преподаваемых на специальных кафедрах. Курс на сокращение подготовки по фундаментальной дисциплине физике вряд ли будет способствовать повышению имиджа вуза, его престижа и популярности.